Для авторизации на текущем портале в Вашем профиле ЕСИА должно быть заполнено поле "Электронная почта"

Республиканские порталы Карта сайта Вход

Министерство семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан

Экспертное заключение по реализации проекта по организации оказания социальных услуг на дому негосударственными организациями в Республике Башкортостан

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
рабочей группы «Социальная политика и повышение качества социальных услуг» по итогам обсуждения практики применения №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»
«04» апреля 2016 г. № ЭС-107-04-16

II. О реализации проекта по организации оказания социальных услуг на дому негосударственными организациями в Республике Башкортостан.

Описание проекта:

Интерес к данному проекту связан с существенным ростом по сравнению с другими субъектами Российской Федерации доли негосударственных поставщиков услуг в сфере социального обслуживания, прежде всего предоставляемых некоммерческими организациями. Для сравнения, в Республике Башкортостан (далее - РБ) из 163 поставщиков в сфере социального обслуживания 118 (72,4%) – негосударственные, из них 59 (37%) – НКО, в Пермском крае из 57 поставщиков – 21(37%) негосударственные, из них НКО – 5 (25%), в Ленинградской области из 73 поставщиков – 20 (27%) негосударственные, из них НКО - 8 (11%).

Комплекс мер по частичному разгосударствлению сферы социального обслуживания в рамках 442-ФЗ с целью развития конкуренции, предоставления возможности выбора потребителем поставщика услуг и поддержки СО НКО реализуется в Республике Башкортостан (далее РБ) с 1 октября 2014 года.

На первом этапе был осуществлен пилотный проект по организации оказания социальных услуг на дому на территории четырех муниципалитетов (Благоварского, Буздякского и Стерлитамакского районов, города Стерлитамак РБ) при участи двух автономных некоммерческих организаций (АНО), учрежденных общественными организациями, в том числе советом ветеранов, обществами инвалидов и инициативными группами работников действующих отделений государственных организаций, осуществляющих социальное обслуживание на дому граждан пожилого возраста и инвалидов на территории данных муниципалитетов.

Механизмом финансирования негосударственных организаций стало предоставление на конкурсной основе субсидий из средств республиканского бюджета на оказание услуг определенному количеству граждан. Соответствующий порядок предоставления субсидий был установлен постановлением Правительства РБ от 27.08.2014 года №402 и предполагал участие СО НКО различных организационно-правовых форм, за исключением коммерческих организаций, политических партий, государственных корпораций и компаний.

При выделении субсидий приоритетом установлена не экономия бюджетных средств, а привлечение наиболее добросовестных поставщиков, способных качественно оказать государственную услугу. При рассмотрении заявок учитывалось соответствие некоммерческих организаций требованиям, которые применяются к государственным организациям. В критерии оценки и отбора НКО были включены показатели по наличию квалифицированных кадров (образование, стаж, повышение квалификации), доступности организации для населения (возможность оказания услуг населению, проживающему в отдаленных населенных пунктах), внедрению новых технологий, увеличению спектра оказываемых услуг, в т.ч. за счет направления собственных средств от приносящей доход деятельности, информационной открытости и другие.

При этом была предусмотрена ответственность организаций за качество предоставления услуг. При наличии более 2-х обоснованных жалоб на работу новых поставщиков, несоблюдение ими стандартов оказания услуг, нецелевое использование полученных средств, выявленные при проведении проверок и независимой оценки качества услуг, предусмотрена возможность исключения из реестра поставщиков социальных услуг, перераспределение субсидии другой организации и отказ в участии в конкурсе по распределению субсидий на очередной финансовый год. Данный механизм позволил существенно повысить конкуренцию между соседними СО НКО за территорию обслуживания и потребителя, повысить качество и доступность услуг, уровень ответственности и заинтересованности организаций в оказании услуг и расширении их перечня.

Следует отметить, что данный механизм не распространяется на государственные учреждения. В случае невыполнения государственного задания (качественного показателя) применяются финансовые санкции в виде уменьшения финансирования. При этом данный фактор не влияет на финансирование государственного учреждения на очередной финансовый год, т.е. финансирование гарантировано вне зависимости от качественных показателей предоставления услуг в текущем году.

В результате работы вновь созданных АНО за 4 квартал 2014 года по сравнению с работой государственных организаций за аналогичный период 2013 года:

  • на 11% увеличилось число обслуженных граждан с 1290 до 1431 чел.;

  • на 21,2% или 950 тыс. руб. вырос объем доходов от платных услуг, в том числе за счет оказания дополнительных услуг, не входящих в гарантированный перечень.

При этом качественно изменились взаимоотношения «клиент – поставщик» за счет заинтересованность организаций в расширении категорий и численности получателей услуг, спектра предлагаемых услуг, в привлечении профессиональных кадров. За время проведения пилотного проекта не поступило ни одной жалобы на работу АНО.

Учитывая результаты пилотного проекта, Президиум Правительства Республики Башкортостан принял решение распространении опыта на территории всей республики. С 1 июля 2015 года предоставление социальных услуг на дому в РБ осуществляют 59 вновь созданных АНО. Гражданам, признанным нуждающимися в социальном обслуживании, услуги оказываются бесплатно. Для оказания платных услуг, в том числе по заявительному принципу, в дополнение к АНО было создано 59 хозяйственных обществ в форме обществ с ограниченной ответственностью, учредителями которых является АНО, поскольку в ГК РФ существует запрет на осуществление АНО предпринимательской деятельности.

Достигнутые результаты:

1) Создано 118 негосударственных организаций в сфере социального обслуживания: 59 НКО и 59 хозяйственных обществ включены в реестр организаций, осуществляющих социальное обслуживание.

2) Увеличились объем и доля финансирования негосударственных организаций. По итогам проекта в 2015 году СО НКО выделены субсидии в размере 205,5 млн. рублей, что составило 10,6 % от всего бюджета сферы социального обслуживания республики. На 2016 год запланировано 460 млн. рублей, что составляет 22,5% от всего бюджета (2,045 млрд. рублей) сферы социального обслуживания республики.

Фактически в 2016 году РБ с 2-кратным запасом выполнит поручение Президента России В. Путина данное по итогам послания Федеральному Собранию Российской Федерации в части организации поэтапного увеличения доли средств (до 10%), выделяемых СО НКО в общем объеме средств, предусмотренных на реализацию соответствующих социальных программ субъектов Российской Федерации.

3) В действующих при СО НКО обществах с ограниченной ответственностью (ООО) создано более 1 тысячи новых рабочих мест, позволило не только оказывать дополнительные услуги нуждающимся гражданам сверх гарантированного перечня, но и удовлетворить потребности граждан, не признанных нуждающимися, но изъявивших желание получать данные услуги в платном социальном обслуживании. При этом численность социальных работников увеличилась в 1, 5 раза с 2 до 3 тысяч человек, что обеспечивает СО НКО и в целом социальной сфере «запас прочности» при возникновении новых задач в социальном обслуживании.

4) По результатам предварительной оценки деятельности некоммерческих организаций за второе полугодие 2015 года, число получивших услуги граждан увеличилось на 16 %, с 34,3 до 40 тысяч человек, что является показателем уровня доверия граждан к вновь созданным организациям, а также потенциальной емкости рынка социальных услуг.

5) Объем средств, полученных негосударственным сектором за второе полугодие 2015 года от оказания данных услуг на платной основе составил 45,1 млн. руб. что на 4,6 % больше, чем было получено государственными учреждениями за весь 2014 год.

6) В созданных АНО сохранены сложившиеся опыт и традиции социального обслуживания, кадровый состав организации, обеспечена преемственность взаимоотношений между социальными работниками и получателями социальных услуг. В то же время организационно-правовая форма созданных организаций имеет ряд преимуществ перед отделениями комплексных центров, ранее осуществлявших предоставление данных услуг:

a) В созданные (по аналогии с государственными учреждениями) наблюдательные советы АНО вошли не только представители местных общественных организаций ветеранов и инвалидов, но и представители администраций муниципальных образований, муниципальных советов, что позволяет обеспечить взаимодействие негосударственных организаций с различными структурами власти и повысить авторитет и доверие у населения. Через наблюдательные советы и их представителей обеспечивается «обратная связь» между потребителями и поставщиками услуг, мониторинг оценки потребителями социальных услуг, в том числе реакция на жалобы и предложения по качеству оказания услуг.

б) Создаются условия для оптимизации и сокращения бюджетных расходов, поскольку при увеличении числа обслуживаемых требуется дополнительное финансирование, порядок предоставления субсидий СО НКО обязывает обслуживать граждан за счет собственных средств, получаемых от платных услуг их хозяйственных обществ.

в) Расширяется спектр социальных услуг, что способствует развитию рынка, повышению доступности и качества услуг, снижению неформальной занятости, поступлении дополнительных средств в социальную сферу бюджет. Хозяйственные общества не ограничиваются включенными в утвержденный законом перечень социальных услуг. Они оформляют медицинские лицензии, организуют службы сиделок, предоставляют услуги медицинского массажа, проката средств реабилитации, услуги парикмахера на дому, осуществляют дополнительную уборку помещений (мытье раковины, холодильника, газовой плиты, санузла, уборка подсобных помещений). Появляются новые, порой неожиданные виды услуг: уход за комнатными растениями, хозяйственные услуги – «муж на час», т.е. выполнение «мужской» домашней работы, мелкий ремонт одежды и белья. Кроме этого, появилась такая услуга, оказываемая родственникам обслуживаемых, как «час мудрости» – обучение младшего поколения ведению домашнего хозяйства.

г) Появляется возможность привлекать дополнительные ресурсы в виде грантовой, имущественной и иной поддержки, что расширяет их возможности по оказанию социальных услуг. Двум некоммерческим организациям, участвовавшим в конкурсе грантов с проектами по развитию волонтерства среди пожилых граждан, уже выделены средства на общую сумму 455 тысяч рублей.

д) Появляется возможность участвовать в различных программах кредитования, в том числе в рамках государственной программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан». Пять хозяйственных обществ уже получили финансовую поддержку от муниципалитетов как начинающие предприниматели (на 1,1 млн. рублей). Более половины организаций уже получили в аренду от муниципалитетов помещения для ведения уставной деятельности по минимальным ставкам.

Возможность распространения результатов проекта в других субъектах Российской Федерации:

Учитывая устойчивые положительные результаты пилотного проекта по переводу социальных услуг на дому в негосударственный сектор в Республике Башкортостан, эксперты считают перспективным возможность его тиражирования в других регионах. Принятая модель взаимодействия государства и негосударственных организаций с применением механизма конкурсного распределения субсидий на оказание государственных услуг увязывает воедино интересы потребителей социальных услуг, СО НКО и органов государственной власти. Вновь созданные НКО способны реагировать на спрос населения, решать текущие задачи, внедрять новые технологии социального обслуживания, привлекать дополнительную финансовую поддержку в сферу социального обслуживания, способствовать повышению качества предоставления услуг и уровня удовлетворенности населения.

Предусмотренные законодательством механизмы поддержки, как на республиканском, так и на муниципальном уровне позволяют негосударственным организациям направлять дополнительные ресурсы и средства в сферу социального обслуживания, повышать качество предоставляемых услуг, зарплату и квалификацию работников.

Развитие рынка социальных услуг, привлечение в негосударственный сектор квалифицированных и имеющих опыт работы сотрудников государственных организаций, позволит расширить спектр предоставляемых услуг в соответствии с запросами потребителей, повысить качество обслуживания, уровень удовлетворенности и обеспеченности населения социальными услугами при рациональном использовании средств региональных бюджетов.

Общие выводы:

Эксперты отмечают, что реализация рассмотренных практик в субъектах Российской Федерации позволила внедрить инновационные механизмы в сферу социального обслуживания населения, создать дополнительные условия для повышения конкуренции, доступности и качества социальных услуг, расширить вариативность и возможность выбора получателем услуг поставщика и формы предоставления услуг, улучшить уровень социального самочувствия нуждающихся граждан и семей с детьми.

Успешность и результативность данных проектов были достигнуты благодаря методической поддержке на федеральном и региональном уровне, а также использовании пилотных площадок для внедрения.

Рассмотренные проекты имеют высокий потенциал для внедрения в других субъектах Российской Федерации и могут быть использованы для организации поэтапного увеличения доли средств, выделяемых СО НКО в общем объеме средств, предусмотренных на реализацию соответствующих социальных программ субъектов Российской Федерации.

  • Документы
  • Новости
  • События
  • Проекты
  • Доклады и выступления
  • Вопросы и ответы
  • Фотогалерея
  • Видеогалерея