Какие документы необходимо представить для принятия на социальное обслуживание?
Основанием для рассмотрения вопроса о предоставлении социальных услуг является поданное в письменной или электронной форме заявление гражданина или его законного представителя о предоставлении социальных услуг на дому, либо обращение в его интересах иных граждан, обращение государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений непосредственно в Министерство семьи, труда и социальной защиты населения РБ или межрайонные центры социальной помощи семье и детям, комплексные центры социального обслуживания г. Уфы.
Заявление может быть подано через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.
Перечень необходимых документов
К заявлению прилагаются следующие документы:
паспорт, свидетельство о рождении (для детей, не достигших 14 лет) либо иной документ, удостоверяющий личность заявителя;
документ, подтверждающий полномочия представителя (при обращении за получением социальных услуг представителя получателя социальных услуг);
заявление о согласии на использование и обработку персональных данных, в том числе на использование и обработку персональных данных иных лиц, не являющихся заявителями;
документ, содержащий сведения о месте жительства и (или) пребывания, фактического проживания получателя социальных услуг с указанием сведений о лицах, проживающих совместно с гражданином по месту его постоянного места жительства (пребывания), и степени их родства;
документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности гражданина на объекты недвижимости (при наличии);
документ, выдаваемый органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, содержащий сведения о страховом номере индивидуального лицевого счета;
документы, подтверждающие сведения о доходах получателя социальных услуг и членов его семьи (при наличии), виды которых определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2014 года N 1075 «Об утверждении правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно»;
медицинская карта установленного образца, оформляемая медицинской организацией по месту жительства (срок действия — не более 6 месяцев), заверенная руководителем и печатью медицинской организации, без результатов анализов;
заключение медицинской организации (справка врачебной комиссии) по месту жительства о состоянии здоровья, об утрате способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности;
заключение медицинской организации (справка врачебной комиссии) установленного образца о наличии (отсутствии) заболеваний, включенных в перечень медицинских противопоказаний, в связи с наличием которых гражданину или получателю социальных услуг может быть отказано, в том числе временно, в предоставлении социальных услуг в стационарной форме;
подробная заверенная выписка из истории болезни гражданина, ребенка, его амбулаторной карты;
справка, выданная в установленном порядке, подтверждающая факт установления инвалидности (для лиц, признанных в установленном порядке инвалидами);
копия индивидуальной программы реабилитации инвалида (при наличии); удостоверения и документы, подтверждающие право гражданина на получение социальной поддержки (при наличии);
индивидуальная программа (при наличии действующей индивидуальной программы).
Для предоставления социальных услуг в психоневрологических интернатах дополнительно представляются следующие документы:
акт органа опеки и попечительства о направлении совершеннолетнего недееспособного подопечного в организацию стационарного социального обслуживания;
свидетельство о заключении брака (при наличии зарегистрированного брака);
копия вступившего в законную силу решения суда о признании гражданина недееспособным (ограниченно дееспособным) в случае, если гражданин признан судом недееспособным (ограниченно дееспособным).
Для предоставления социальных услуг в доме-интернате для умственно отсталых детей и детей с физическими недостатками дополнительно представляются следующие документы:
акт органа опеки и попечительства о направлении несовершеннолетнего в организацию стационарного социального обслуживания для умственно отсталых детей;
заключение психолого-медико-педагогической комиссии.
Документы, прилагаемые к заявлению, представляются в подлинниках или копиях, заверенных в установленном порядке.
На каких условиях оказываются дополнительные социальные услуги?
Дополнительные социальные услуги и социальные сверх объемов, определяемых стандартами социальных услуг, предоставляются получателям социальных услуг на условиях полной оплаты.
Может ли гражданин отказаться от получения социальных услуг?
Гражданин или его законный представитель имеет право отказаться от получения социальных услуг. Отказ оформляется в письменной форме и вносится в индивидуальную программу. Отказ получателя социальных услуг или его законного представителя от получения социальной услуги на дому освобождает Министерство семьи, труда и социальной защиты населения РБ или межрайонные центры социальной помощи семье и детям, комплексные центры социального обслуживания г. Уфы, и поставщиков от ответственности за предоставление социальной услуги на дому.
В каких случаях Вам может быть отказано в предоставлении социальных услуг?
Решение об отказе в предоставлении социальных услуг в форме стационарного социального обслуживания принимается в следующих случаях:
отсутствие обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности гражданина;
представление неполного пакета документов, подлежащих представлению заявителем лично;
представление недостоверных сведений;
представление документов и сведений с истекшим сроком действия, наличие в документах подчисток, приписок, зачеркнутых слов и исправлений, не заверенных в установленном порядке;
представление заявления и документов в форме электронного документа без электронной подписи заявителя;
отсутствие у представителя гражданина права выступать в качестве заявителя либо представлять его интересы;
наличие медицинских противопоказаний в предоставлении социальных услуг в стационарной форме, перечень которых утвержден Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Что такое индивидуальная программа предоставления социальных услуг?
Индивидуальная программа предоставления социальных услуг является документом, в котором указана форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а так же мероприятия по социальному сопровождению. Индивидуальная программа составляется исходя из потребности гражданина в социальных услугах, пересматривается в зависимости от изменения этой потребности, но не реже чем раз в три года.
Кто имеет право на внеочередное получение путевки в психоневрологический интернат?
Путевка во внеочередном порядке оформляется следующим категориям граждан:
инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий; ветеранам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах 1, 3 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах»;
реабилитированным лицам и лицам, пострадавшим от политических репрессий, признанных таковыми в соответствии с законодательством о реабилитации жертв политических репрессий;
гражданам, переводимым из организаций стационарного социального обслуживании Республики Башкортостан для граждан пожилого возраста и инвалидов на основании медицинского заключения о нуждаемости в переводе в организации стационарного социального обслуживания психоневрологического типа;
гражданам, переводимым из организаций стационарного социального обслуживания Республики Башкортостан для умственно отсталых детей, детей с физическими недостатками в связи с достижением предельного возраста пребывания, установленного нормативным правовым актом, регламентирующим деятельность организации стационарного социального обслуживания Республики Башкортостан.
Путевка во внеочередном порядке также оформляется гражданам в случае наличия обстоятельств, при которых их нахождение вне организации стационарного социального обслуживания может повлечь угрозу жизни данных граждан или проживающих совместно с ними членов их семей. Решение об оформлении путевки принимается комиссией.
Можно ли уйти из интерната по собственному желанию?
Можно. Основаниями для прекращения стационарного социального обслуживания является в том числе письменное заявление получателя социальных услуг (его законного представителя).
Решение о прекращении стационарного социального обслуживания принимается поставщиком по согласованию с Министерством семьи, труда и социальной защиты населения РБ и оформляется в письменной форме с указанием причины прекращения предоставления стационарного социального обслуживания с вручением его получателю социальной услуги под роспись.
Выписка получателя социальных услуг из организации стационарного социального обслуживания производится приказом организации стационарного социального обслуживания, который издается в день расторжения договора.
При выписке гражданина из организации стационарного социального обслуживания ему выдается закрепленная за ним одежда, белье и обувь по сезону, личные вещи и ценности, хранившиеся в организации стационарного социального обслуживания, оригиналы документов, в том числе паспорт, свидетельство о рождении, пенсионное удостоверение, страховой номер индивидуального лицевого счета, справка, подтверждающая факт установления инвалидности (для граждан, имеющих инвалидность), сертификат о профилактических прививках, подробная выписка.
Можно ли перевестись из одного дома-интерната для престарелых и инвалидов в другой?
Перевод получателей социальных услуг из одной организации стационарного социального в другую осуществляется на основании следующих документов:
личное заявление получателя социальных услуг или его законного представителя;
ходатайство организации стационарного социального обслуживания, оформленное в письменной форме.
Министерство семьи, труда и социальной защиты населения РБ в течение 5 рабочих дней принимает решение о согласовании либо отказе в согласовании перевода получателя социальных услуг.
Основаниями для принятия решения об отказе в согласовании перевода получателя социальных услуг являются представление неполного пакета документов, отсутствие свободных мест в организации стационарного социального обслуживания, указанной в личном заявлении гражданина или его законного представителя, ходатайстве организации стационарного социального обслуживания.
Транспортные расходы по переводу получателя социальных услуг из одной организации стационарного социального обслуживания в другую по его инициативе либо инициативе законного представителя несет получатель социальной услуги либо его законный представитель.
Можно ли перевестись в дом-интернат для престарелых и инвалидов, находящийся в Республике Башкортостан из дома-интерната другого региона России?
К сожалению, такой перевод невозможен. В соответствии с нормативными правовыми актами перевод получателей социальных услуг осуществляется только из организаций, находящихся в ведении Республики Башкортостан. Граждане, проживающие в домах-интернатах других регионов России, поступают в учреждениях согласно утвержденному порядку предоставления социальных услуг.
Как расходуются личные средства недееспособных граждан, находящихся в интернате?
Указанные средства расходуются в соответствии с Положением о порядке распоряжения личными доходами несовершеннолетних и совершеннолетних недееспособных граждан, проживающих в организациях стационарного социального обслуживания, находящихся в ведении Республики Башкортостан, утвержденным приказом Минтруда РБ от 31.12.2014 № 697-о.
Расходование организацией социального обслуживания денежных средств от личных доходов недееспособных граждан (несовершеннолетних), имеющихся на личных счетах недееспособных граждан (несовершеннолетних), должно осуществляться с предварительного разрешения органа опеки и попечительства по месту нахождения организации социального обслуживания.
С целью повышения качества жизни недееспособных граждан (несовершеннолетних) на денежные средства от их личных доходов по решению Комиссии могут быть приобретены следующие виды товаров:
продукты питания, за исключением алкогольной продукции; одежда, обувь, текстиль;
книги, канцелярские товары, периодические издания, товары для прикладной деятельности;
проездные документы;
медицинские изделия и препараты;
средства личной гигиены и ухода, косметика;
мебель, бытовая техника, в том числе климатическая, организационная техника, устанавливаемая непосредственно в жилых помещениях недееспособных граждан (несовершеннолетних), телефоны, технические средства реабилитации, инвентарь для индивидуального пользования, в том числе спортивный;
иные товары индивидуального пользования, не предусмотренные законодательством.
Товары используются непосредственно в жилых помещениях недееспособных граждан (несовершеннолетних).
С целью повышения качества жизни недееспособных граждан (несовершеннолетних) на денежные средства от их личных доходов по решению Комиссии могут быть оплачены следующие виды расходов и услуг:
лечение, предоставляемое в медицинских организациях на платной основе в установленном порядке;
санаторно-курортное лечение;
обеспечение ухода и обслуживания вне организации социального обслуживания;
оплата жилья и коммунальных услуг за жилое помещение, принадлежащее недееспособному гражданину (несовершеннолетнему) на праве собственности;
перевозка имущества в другую организацию социального обслуживания; расходы к месту лечения, обследования и обратно;
расходы на культурные и спортивные мероприятия;
расходы по сопровождению и поездке недееспособного гражданина (несовершеннолетнего) в отпуск;
оплата горюче-смазочных материалов и транспортных расходов при переводе из одной организации социального обслуживания в другую;
ремонт и обслуживание мебели, бытовой техники, в том числе климатической, организационной техники, телефонов, технических средств реабилитации, инвентаря для индивидуального пользования, в том числе спортивного, приобретенных на денежные средства от личных доходов недееспособного гражданина (несовершеннолетнего);
оплата электроэнергии, потребляемой в результате личного использования недееспособным гражданином (несовершеннолетним) товаров (мебель, бытовая техника, в том числе климатическая, организационная техника, устанавливаемая непосредственно в жилых помещениях недееспособных граждан (несовершеннолетних), телефоны, технические средства реабилитации, инвентарь для индивидуального пользования, в том числе спортивный);
иные услуги, не включенные в перечень социальных услуг по видам социальных услуг, предоставляемые поставщиками социальных услуг в Республике Башкортостан, утвержденный Законом Республики Башкортостан от 28 ноября 2014 года N 155-з «О социальном обслуживании граждан в Республике Башкортостан».
Порядок и размер платы за электроэнергию, потребляемую в результате личного использования недееспособным гражданином (несовершеннолетним) товаров, утверждается нормативным правовым актом организации социального обслуживания исходя из расчетов среднего потребления электроэнергии и среднего времени работы электроприборов.
Имущество, приобретенное в интересах и за счет денежных средств от личных доходов недееспособных граждан (несовершеннолетних), закрепляется за недееспособными гражданами (несовершеннолетними) и подлежит учету.
При переводе гражданина из одной организации социального обслуживания в другую организацию социального обслуживания неиспользованные денежные средства от личных доходов недееспособного гражданина (несовершеннолетнего) перечисляются на соответствующий счет организации социального обслуживания, в которую переводится недееспособный.
Действия с имуществом, приобретенным за счет денежных средств от личных доходов недееспособного гражданина (несовершеннолетнего), в случае его смерти осуществляются в соответствии с гражданским законодательством.
При поступлении в интернат может ли быть предоставлена отдельная комната?
Размещение получателей социальных услуг в жилых комнатах осуществляется с учетом их возраста, пола, состояния здоровья и личных пожеланий. В случае превышения спроса на размещение получателей социальных услуг в одноместной или двухместной комнате в организации стационарного социального обслуживания над его возможностью, размещение получателя социальной услуги в одноместной или двухместной комнате осуществляется в соответствии с очередностью на такое размещение, формируемой организацией стационарного социального обслуживания.
Условия размещения получателей социальных услуг в одноместной или двухместной комнате и порядок формирования очереди регулируются локальными актами организации стационарного социального обслуживания.
Устанавливается ли в учреждении режим и правила внутреннего распорядка?
При предоставлении стационарного социального обслуживания организация стационарного социального обслуживания устанавливает правила внутреннего распорядка, направленные на охрану здоровья получателей социальных услуг и обеспечение их безопасности. В обязательном порядке в правила включаются ограничения и запреты, предусмотренные действующим законодательством, в том числе запрет на распитие получателями социальных услуг спиртных напитков и ограничение на курение в жилых помещениях и местах общего пользования.
Можно ли навещать родственников, находящихся в психоневрологических интернатах и в какое время?
В целях организации посещения получателей социальных услуг их законными представителями, адвокатами, нотариусами, представителями общественных и (или) иных организаций, священнослужителями, а также родственниками и другими лицами в дневное и вечернее время организацией стационарного социального обслуживания устанавливается график посещения получателей социальных услуг, разработанный в соответствии с медицинскими рекомендациями, а также режимом работы организации стационарного социального обслуживания. В графике посещения в обязательном порядке указываются дни и часы, отведенные для посещения получателей социальных услуг.
Организация стационарного социального обслуживания имеет право отказать в посещении получателя социальных услуг их законными представителями, адвокатами, нотариусами, представителями общественных и (или) иных организаций, священнослужителями, а также родственниками и другими лицами в случае ухудшения состояния его здоровья, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством (введение карантина, объявление чрезвычайной ситуации и другие случаи).
Каковы условия и порядок предоставления услуги «Обеспечение временного ухода (кратковременного присмотра) за ребенком (детьми)»?
В рамках предоставление социальных услуг на дому семьям, имеющим детей, в том числе молодым и студенческим, включая социальное сопровождение и услуги в связи с отсутствием возможности временного обеспечения ухода за ребенком или детьми, в целях поддержки молодых женщин и молодых семей, оказания им содействия по совмещению обязанностей по воспитанию детей с гибким графиком трудовой занятостью или учебным процессом, в соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от 20 февраля 2015 года № 43 «О порядке предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому поставщиками социальных услуг» для негосударственных поставщиков социальных услуг (АНО) определено количество детей в возрасте до 3-х лет (семей), нуждающихся в получении услуги «Обеспечение временного ухода (кратковременного присмотра) за ребенком (детьми)». Услуга оказывается не более двух раз в неделю, продолжительностью до 3 часов 15 минут за одно посещение. Бесплатно ее получают семьи с низким среднедушевым доходом. Если семья не признана нуждающейся, услуга предоставляется на коммерческой основе, исходя из тарифов хозяйственных обществ АНО.
Рассмотреть возможность создания частного пансионата для стационарного обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на условиях государственно-частного партнерства
Порядок подготовки проектов, условия заключения концессионного соглашения, требования к частному инвестору установлены Федеральным законом от 21 июля 2005 года №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и Федеральным законом от 13 июля 2015 года «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Реализация инвестиционного проекта осуществляется на основе концессионного соглашения, соглашения государственно-частного партнерства, заключенного между частным инвестором и субъектом РФ.
Согласно вышеуказанным федеральным законам создание частного пансионата для стационарного обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов является одним из объектов соглашения и, соответственно, может быть передан в управление частному инвестору на принципах государственно-частного партнерства.
Основные требования к лицам, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения?
В соответствии с пунктом 4.11. статьи 37 Федерального закона от 21 июля 2005 года №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» лицо, выступающее с инициативой заключения концессионного соглашения, а также иные лица, подающие заявки на заключение концессионного соглашения, должны отвечать следующим требованиям:
1) отсутствие решения о ликвидации юридического лица — заявителя (лица, подающего заявку на заключение концессионного соглашения) или о прекращении физическим лицом — заявителем (лицом, подающим заявку на заключение концессионного соглашения) деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;
2) отсутствие определения суда о возбуждении производства по делу о банкротстве в отношении лица, выступающего с инициативой заключения концессионного соглашения;
3) отсутствие недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности лица по уплате этих сумм исполненной) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов лица, по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за последний отчетный период;
4) наличие средств или возможности их получения в размере не менее пяти процентов от объема заявленных в проекте концессионного соглашения инвестиций (предельного размера расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, которые предполагается осуществить концессионером, на каждый год срока действия концессионного соглашения).
Что такое ИПРА и как ее получить?
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида (далее — ИПРА инвалида) и индивидуальная программа реабилитации или абилитации ребенка-инвалида (далее — ИПРА ребенка-инвалида), разрабатываются и выдаются федеральными государственными учреждениями бюро медико-социальной экспертизы.
ИПРА инвалида (ребенка-инвалида) — комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы могут при необходимости привлекать к разработке индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов организации, осуществляющие деятельность по реабилитации, абилитации инвалидов.
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации имеет для инвалида (ребенка-инвалида) рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом.
ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) разрабатывается при проведении медико-социальной экспертизы гражданина исходя из комплексной оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма, реабилитационного потенциала на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных и утверждается руководителем бюро или уполномоченным заместителем руководителя главного бюро (Федерального бюро).
Что такое реабилитация и абилитация инвалидов?
Реабилитация инвалидов — система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности.
Абилитация инвалидов — система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности.
Реабилитация и абилитация инвалидов направлены на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество.
Где и как можно получить реабилитационные услуги ребенку-инвалиду?
На территории Республики Башкортостан функционируют 5 учреждений социального обслуживания для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья (в городах Уфа, Белорецк, Кумертау, Нефтекамск), находящихся в ведении Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан, имеющих 20 отделений и филиалов в городских округах и муниципальных районах республики.
Основанием для рассмотрения вопроса о предоставлении реабилитационных услуг является поданное в письменной или электронной форме заявление гражданина или его законного представителя о предоставлении социального обслуживания либо обращение в его интересах государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений.
Заявление может быть подано через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг. К заявлению для получения социальных услуг в организациях полустационарного социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов прилагаются следующие документы (сведения):
паспорт, свидетельство о рождении (для детей, не достигших 14 лет) либо иной документ, удостоверяющий личность заявителя;
паспорт родителя или иного законного представителя;
документ, подтверждающий полномочия представителя (при обращении за получением социальных услуг представителя получателя социальных услуг);
заявление о согласии на использование и обработку персональных данных, в том числе на использовании и обработку персональных данных иных лиц, не являющихся заявителями;
документы (сведения) о лицах, проживающих совместно с заявителем;
документы (сведения) о родственных связях заявителя (на основании декларирования заявителем данных сведений);
документ, выдаваемый органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, содержащий сведения о страховом номере индивидуального лицевого счета;
заключение медицинской организации (справка врачебной комиссии) по месту жительства о состоянии здоровья, подтверждающее наличие у детей недостатков в физическом и (или) психическом развитии с указанием нуждаемости в проведении медицинской и (или) социальной реабилитации;
заключение медицинской организации (справка врачебной комиссии) об отсутствии у гражданина медицинских противопоказаний к полустационарному социальному обслуживанию;
подробная выписка из истории развития ребенка или амбулаторной карты подростка;
справка, выданная в установленном порядке, подтверждающая факт установления инвалидности (для лиц, признанных в установленном порядке инвалидами);
копия индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида (при наличии);
индивидуальная программа (при наличии действующей индивидуальной программы).
Можно ли отказаться от получения реабилитационных услуг?
Гражданин или его законный представитель имеет право отказаться от получения услуг социальной реабилитации. Отказ оформляется в письменной форме и вносится в индивидуальную программу.
Отказ получателя социальных услуг или его законного представителя от получения реабилитационных услуг освобождает Министерство семьи, труда и социальной защиты населения РБ, ГБУ (ГАУ) Реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями (здоровья) от ответственности за предоставление социального обслуживания.
Какова стоимость реабилитационных услуг?
Реабилитационные центры являются бюджетными организациями, все социальные услуги, а также проживание и питание, предоставляемые детям-инвалидам, осуществляются бесплатно.
Однако дополнительно Реабилитационными центрами предоставляются социальные услуги на платной основе. Информация о перечне платных услуг их стоимости и видах размещена на официальных сайтах Реабилитационных центров.
В каких случаях может быть отказано в предоставлении реабилитационных услуг?
Решение об отказе в предоставлении реабилитационных услуг принимается в следующих случаях:
отсутствие обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности гражданина;
представление неполного пакета документов, подлежащих представлению заявителем лично;
представление недостоверных сведений;
представление документов и сведений с истекшим сроком действия, наличие в документах подчисток, приписок, зачеркнутых слов и исправлений, не заверенных в установленном порядке;
представление заявления и документов в форме электронного документа без электронной подписи заявителя;
отсутствие у представителя гражданина права выступать в качестве заявителя либо представлять его интересы;
наличие медицинских противопоказаний в предоставлении реабилитационных услуг.
Решение об отказе в предоставлении реабилитационных услуг может быть обжаловано в судебном порядке.
Технические средства реабилитации инвалидов: что это и как их получить?
К техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.
Техническими средствами реабилитации инвалидов являются:
специальные средства для самообслуживания;
специальные средства для ухода;
специальные средства для ориентирования (включая собак-проводников с комплектом снаряжения), общения и обмена информацией;
специальные средства для обучения, образования (включая литературу для слепых) и занятий трудовой деятельностью;
протезные изделия (включая протезно-ортопедические изделия, ортопедическую обувь и специальную одежду, глазные протезы и слуховые аппараты);
специальное тренажерное и спортивное оборудование, спортивный инвентарь;
специальные средства для передвижения (кресла-коляски).
Решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний.
Медицинские показания и противопоказания устанавливаются на основе оценки стойких расстройств функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами.
По медицинским показаниям и противопоказаниям устанавливается необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации, которые обеспечивают компенсацию или устранение стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.
Предусмотренные индивидуальными программами реабилитации, абилитации инвалидов технические средства реабилитации, предоставленные им за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации, передаются инвалидам в безвозмездное пользование.
Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Что такое доступная среда для инвалидов?
Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):
1) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;
2) условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации);
3) возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;
4) сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур;
5) надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности;
6) дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;
7) допуск на объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение и выдаваемого по форме и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения;
8) оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.
Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти.
Федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организациями, предоставляющими услуги населению, в пределах установленных полномочий осуществляется инструктирование или обучение специалистов, работающих с инвалидами, по вопросам, связанным с обеспечением доступности для них объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
Организации, осуществляющие производство транспортных средств, а также организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения (независимо от их организационно-правовых форм), обеспечивают оборудование указанных средств, вокзалов, аэропортов и других объектов транспортной инфраструктуры специальными приспособлениями и устройствами в целях обеспечения условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами.
Места для строительства гаража или стоянки для технических и других средств передвижения предоставляются инвалидам вне очереди вблизи места жительства с учетом градостроительных норм.
На каждой стоянке (остановке) транспортных средств, в том числе около объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилых, общественных и производственных зданий, строений и сооружений, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), мест отдыха, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами I, II групп, а также инвалидами III группы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей-инвалидов. На указанных транспортных средствах должен быть установлен опознавательный знак «Инвалид». Порядок выдачи опознавательного знака «Инвалид» для индивидуального использования устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Указанные места для парковки не должны занимать иные транспортные средства.
У нас в семье в 2018 году родился третий ребенок. Старшие дети учатся в школе. Какие меры социальной поддержки нам положены?
Через филиалы (отделы филиалов) государственного казенного учреждения Республиканский центр социальной поддержки населения в районах и городах республики, малоимущим семьям с детьми (в том числе многодетным) предоставляются следующие меры социальной поддержки, установленные законодательством:
ежемесячное пособие на ребенка с учетом дополнительного увеличения;
ежемесячная денежная выплата на каждого ребенка, рожденного в 2018 году третьим или последующим, в возрасте до трех лет включительно (в соответствии с Указом Главы Республики Башкортостан от 20.12.2017 года № УГ-259 с 1 января 2018 года для многодетных семей, проживающих на территории Республики Башкортостан, среднедушевой доход которых не превышает величины прожиточного минимума для детей (в настоящее время — 8288 рублей), предоставляется ежемесячная денежная выплата на каждого ребенка, рожденного в 2018 году третьим или последующим, в возрасте до трех лет включительно. Размер указанной выплаты составляет 8993 рубля);
ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату коммунальных услуг;
выдаются справки, подтверждающие отношение семьи к категории малоимущих, для реализации права на: бесплатное обеспечение продуктами детского питания детям до трех лет, находящиеся на смешанном или искусственном вскармливании; получение компенсации за приобретенную школьную форму и обеспечение бесплатным питанием учащихся из многодетных малоимущих семей;
организуется в первоочередном порядке отдых, оздоровление и бесплатный проезд в пределах республики до места отдыха и обратно детей в возрасте от 7 до 15 лет;
материальная помощь в виде денежных средств предоставляется отдельным категориям малоимущих граждан (в том числе многодетным семьям) на проведение операций, приобретение лекарственных средств, приобретение топлива — в размере фактически произведенных расходов, подтверждаемых документально, но не более 2000 рублей и не более одного раза в календарном году;
адресная социальная помощь на основании социального контракта (далее — АСПК) предоставляется на: организацию собственного дела (в размере не более 100000 рублей), ведение личного подсобного хозяйства (в размере не более 50000 рублей) и на прохождение профессионального обучения с целью дальнейшего трудоустройства в виде оплаты проезда к месту учебы и обратно, проживания в период обучения (в размере не более 15000 рублей);
субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее — субсидия). Субсидия предоставляется гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размеров установленных республиканских стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (для многодетных и неполных семей — 15%, для одиноко проживающих пенсионеров — 18%, для иных категорий граждан — 20%). Субсидия предоставляется при отсутствии у граждан задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (статья 159 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 №188-ФЗ).
Информацию обо всех возможных мерах социальной поддержки населения Вы можете уточнить самостоятельно, воспользовавшись интерактивным онлайн-консультантом о праве граждан на меры социальной поддержки, который расположен по адресу: http://calc.rcspn.mintrudrb.ru/.
У меня пятеро детей, могу ли я получить автомобиль?
Социальная поддержка семей с детьми, в том числе многодетных, в Республике Башкортостан содержит комплекс мероприятий, различных видов мер социальной поддержки, в том числе предоставление пособий, выплачиваемых из федерального и республиканского бюджетов. Нормативными правовыми актами предоставление семьям с детьми автотранспортных средств в Республике Башкортостан не предусмотрено.
Положена ли моему ребенку путевка в лагерь?
Через филиалы (отделы филиалов) ГКУ Республиканский центр социальной поддержки населения предоставляются путевки в организации отдыха и оздоровления отдельным категориям детей:
дети, проживающие в малоимущих семьях;
дети-инвалиды, способные к самообслуживанию;
дети — жертв вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;
дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;
дети — жертвы насилия;
дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи, в том числе воспитанники организаций социальной защиты населения)
в возрасте от 7 до 15 лет.
Если Вы относитесь к одной из вышеназванных категорий, с заявлением о предоставлении путевки Вы можете обратиться в одно из отделений РГАУ Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг либо филиал (отдел филиала) ГКУ Республиканский центр социальной поддержки населения по месту жительства.
Я работаю, у меня двое несовершеннолетних детей, супруг не работает, правомерен ли отказ ГКУ Республиканский центр социальной поддержки населения в предоставлении моим детям ежемесячного пособия на ребенка?
Ежемесячное пособие на ребенка пособие назначается на ребенка до достижения им возраста 16 лет (на обучающегося в общеобразовательной организации и на обучающегося по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих очной формы обучения государственной профессиональной образовательной организации — до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста 18 лет) и предоставляется при условии, что все трудоспособные члены семьи ребенка (мужчины в возрасте от 16 до 60 лет, женщины в возрасте от 16 до 55 лет) работают или учатся в образовательной организации по очной форме обучения.
Исключение составляют наиболее социально уязвимые категории граждан такие как:
инвалиды и дети-инвалиды;
беременные женщины с 20 недель беременности;
трудоспособные члены семьи, признанные в установленном порядке безработными;
трудоспособные члены семьи, осуществляющие уход за ребенком в возрасте до 3 лет, за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, инвалидом I группы либо престарелым, достигшим 80-летнего возраста;
трудоспособные члены многодетной семьи, проживающие в сельской местности;
единственный трудоспособный член неполной многодетной семьи либо один из трудоспособных членов многодетной полной семьи, если один из них работает или учится.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что Ваш супруг в настоящее время не работает, отказ ГКУ Республиканский центр социальной поддержки населения
На первого ребенка я получаю ежемесячное пособие на ребенка как одинокая мать. У меня недавно родился второй ребенок (установление отцовства), на алименты не подавала. Могу ли я оформить ежемесячное пособие на второго ребенка?
Учет и исчисление величины среднедушевого дохода семьи, дающего право на получение ежемесячного пособия на ребенка осуществляется в соответствии с Порядком учета и исчисления величины среднедушевого дохода, дающего право на получение ежемесячного пособия на ребенка, утвержденным постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31 декабря 2004 года № 273 (далее — Порядок).
Согласно Порядку размер дохода семьи для исчисления величины среднедушевого дохода определяется как общая сумма доходов семьи за 3 последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления, исходя из состава семьи на дату подачи этого заявления.
При этом в состав семьи, учитываемый при исчислении величины среднедушевого дохода, включаются:
состоящие в браке родители (усыновители), в том числе раздельно проживающие родители (усыновители), и проживающие совместно с ними или с одним из них их несовершеннолетние дети;
одинокий родитель (усыновитель) и проживающие совместно с ним несовершеннолетние дети.
Учитывая, что в настоящее время Вы не состоите в браке, отец второго ребенка не включается в состав Вашей семьи, и, соответственно, его доход при исчислении среднедушевого дохода семьи не учитывается.
Однако, при расчете среднедушевого дохода семьи в числе иных доходов, полученных каждым членом семьи в денежной и натуральной форме, учитываются также алименты, получаемые членами семьи.
Согласно статье 80 Семейного кодекса Российской Федерации родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям определяются родителями самостоятельно.
Родители вправе заключить соглашение о содержании своих несовершеннолетних детей (соглашение об уплате алиментов) в соответствии с законодательством.
В случае, если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание несовершеннолетних детей (алименты) взыскиваются с родителей в судебном порядке.
Основанием для оказания государством социальной поддержки гражданам является низкий уровень доходов, не превышающий величину прожиточного минимума (в том числе с учетом обязанности родителей содержать своих детей).
Таким образом, в семьях с детьми после расторжения брака, а также в случаях установления отцовства необходимо документальное подтверждение того, что оба родителя выполняют свои обязательства по содержанию ребенка (детей), то есть предоставление сведений об алиментах.
Я являюсь гражданкой Украины, официально не трудоустроена. Имею ли я право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет, если вид на жительство в Российской Федерации я еще не получила?
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» выплата государственных пособий, в том числе ежемесячного пособия по уходу за ребенком, осуществляется органами социальной защиты населения постоянно проживающим на территории Российской Федерации иностранным гражданам и лицам без гражданства, не подлежащим обязательному социальному страхованию.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» разрешение на временное проживание подтверждает право иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство.
Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, получившее разрешение на временное проживание;
постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, получившее вид на жительство.
Таким образом, рассмотрение вопроса о предоставлении ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет через органы социальной поддержки возможно только при наличии вида на жительство.
К сведению, согласно пункту 80 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.12.2009 № 1012-н, ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет назначается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня достижения ребенком возраста полутора лет.